Андрей Максимов

Педагог

Писатель

Психофилософ

Телерадиоведущий

 +7 916 129 73 97,  Фарида

сотрудничество, запись на консультации

Статьи

 

Передача "Имена". Эфир 01.11.2009.

 

 

 

 

Известный телеведущий, писатель, театральный режиссер и драматург Андрей Максимов создал свою систему «Психофилософия».

Она призвана помочь человеку выстроить гармоничные отношения с миром и с самим собой. Андрей признается, что благодаря этой системе он смог упорядочить и облегчить свою жизнь.

 

Андрей Максимов: «Удовольствия важнее долга»
Фото: horecalive.ru

 

— Один из самых главных принципов психофилософии заключается в том, что в жизни человека нет тупика и всегда есть горизонт, — говорит Андрей Максимов. — Вопрос только в том, чтобы поставить цель и знать, куда ты движешься.

 

— Вы регулярно проводите психологические консультации. На вас не давит груз ответственности?

— На самом деле все люди являются психологическими консультантами: дают советы детям, родителям, подругам, друзьям. Большинство из нас делают это, руководствуясь исключительно собственным опытом. Но наши советы не всегда работают, потому что Господь — Штучный Мастер, и ваш опыт необязательно может пригодиться даже вашему ребенку, не говоря уже о других. И второй немаловажный аспект: люди, как правило, делятся негативным опытом. Вы замечали, что лучше всех знают, как построить семью, одинокие женщины? По-моему, это неправильно.

 

— Можно ли сказать, что психофилософия занимает сейчас большую часть вашей творческой жизни?

— Да. Наравне с телевидением. Психофилософия — совсем новая для меня область жизни. Я не знал, когда начинал ею заниматься, что меня это до такой степени «заберет». Моя первая книга называется «Психофилософия. Книга для тех, кто перепутал себя с камнем». Человек должен меняться.

 

— А почему многие боятся менять что-то в своей жизни?

— Потому что в неизвестность идти сложнее. Лучше оставаться в известной тебе навозной куче, чем вылезти из нее, — а вдруг там еще хуже?

— А вам было не страшно меняться?

 

— У меня другая философия жизни. Ее основное правило — делать то, что хочется именно мне. Передачи на телевидении и радио, лекции, консультации, написание книг — мне все это очень интересно. Когда я понял, что мне неинтересно приходить в репетиционный зал, я перестал ставить спектакли. Вообще я — одиночка.

 

— Вы не переживали, когда сначала закрыли программу «Ночной полет», а потом «Личные вещи»?

— Нет. Я легко прощаюсь со всем — с людьми, с передачами на телевидении.

Вообще очень редко переживаю по поводу внешних обстоятельств. Закрыли программу, не заплатили гонорар — это не повод тратить нервы. Все фатальные переживания происходят в основном в ситуациях, в которых я не могу разобраться. Когда, например, не могу понять, почему эта женщина ведет себя вот так, а не иначе. Я могу расстаться с ней или не расстаться, но, когда не понимаю ее поведение, я переживаю…

Одна из главных характеристик верующего человека — смирение. Это понимание того, что все, что ни делается, — к лучшему. Если Бог не дает мне возможность вести телепередачу или руководить театром, значит, мне это не надо.

 

— Вы как-то сказали: «Бог создал людей, чтобы ему было весело». А что, на ваш взгляд, больше всего в нас веселит Бога?

— Что Богу весело, а что нет, сказать невозможно. Вообще, отношения с Богом строить очень просто — надо попытаться ощущать себя живущим в присутствии Бога. А дальше уже все происходит само, и интуиция тебе подскажет, что делать, что нет. Я прекрасно понимаю, что свобода человека зависит от Бога — это подобно свободе собаки на поводке.

 

— От кого еще, кроме Бога, зависимость воспринимается не как наказание, а как счастье?

— От любимого человека. Любовь — это отсутствие свободы.

 

— А у вас не создалось ощущение, что в последнее время люди стали бояться любовной зависимости?

— Нет. Я даю большое количество психологических консультаций. И ни разу не сталкивался с подобной проблемой. Наоборот, приходит много одиноких людей, которые страдают от отсутствия любви в их жизни.

 

— Вы провели огромное количество передач «Диалоги о любви». А чего вы до сих пор не понимаете в этом чувстве?

— Вообще ничего не понимаю! Конечно, если мы говорим именно о любви, а не о сексе и о страсти. История про то, что ты живешь и где-то живет женщина и вдруг вы встречаетесь, и через пару месяцев, а может, намного раньше становитесь самыми близкими людьми на свете, абсолютно не понятна. Я не понимаю, откуда берется это чувство, почему не исчезает или, наоборот, исчезает. Не понимаю, почему между людьми возникают такие отношения, когда разум говорит: «Тебе не будет легко с этим человеком», а ты ничего с этим не можешь поделать и понимаешь, что без нее невозможно жить. С другой стороны, я не понимаю, как можно жить с человеком по 20–30 лет и вообще с ним не разговаривать, потому что просто не о чем. Но эти люди занимаются сексом, воспитывают ребенка, ездят вместе отдыхать. И такие семьи бывают очень прочными… А мне это непонятно.

 

— Вы согласны с тем, что все идет из детства?

— Это концепция Фрейда. Конечно, из детства идет многое, но я уверен: если человек хочет уничтожить свои детские комплексы, он в состоянии это сделать.

 

— Многие объясняют свои проблемы несчастным детством...

— Это очень распространенная история, когда человек собственные недостатки, комплексы, неумение общаться с другими людьми оправдывает несчастным детством. Позиция «жертвы» очень удобна, потому что она дает самому себе карт-бланш на гнусные поступки. Часто можно услышать: «Я старался, но так сложились обстоятельства». Но вообще-то всегда у человека есть выбор: быть творцом обстоятельств или их жертвой.

 

— Как вам кажется, куда идет современное телевидение?

— Поверьте, я не живу этим. Вы меня можете еще спросить про ситуацию на Украине. Но ни того ни другого нет в моей реальности.

 

— А почему у нас так много передач об Украине?

— Вопрос не ко мне. Это очень важная проблема для нашей страны. От ее решения зависит не только будущее России, но и всего мира. Но я живу в другой реальности. Фраза «Если ты не занимаешься политикой, она занимается тобой» лживая, потому что политика тобой занимается всегда — независимо от того, занимаешься ты ею или нет. Дальше уже твой выбор — либо ты существуешь с этой политикой, либо ты на нее плюешь. Я на нее плюю.

 

— Знаю, что вы не любите говорить о Михаиле Жванецком, с которым вас уже много лет связывает передача «Дежурный по стране». А почему?

— Я очень люблю Михаила Михайловича, однако ощущение, что Жванецкий дежурит по стране, а я дежурю по Жванецкому, обманчиво. Мы встречаемся с ним два раза в месяц. Я прекрасно к нему отношусь. Михаил Михайлович очень интересный человек. Но я не специалист по Жванецкому. Мы просто коллеги. Мы не дружим.

 

— И вы не делитесь с ним тем, что происходит в вашей жизни?

— Я вообще ни с кем не делюсь, кроме сына, дочери и еще двух очень близких мне людей. Мне несвойственно грузить личными проблемами других.

 

— А рефлексия — это хорошо?

— Есть самоанализ, а есть самокопание. Между ними очень большая разница. Самоанализ необходим, он помогает человеку существовать осознанно и осмысленно. А самокопание — это ужасный процесс, который изводит человека. Его цель — показать самому себе, что ты ужасен, кошмарен и ничтожен. Это сродни самобичеванию. А смысл самоанализа — понять, куда иду, зачем живу и т. д.

 

— Что бы вы посоветовали человеку, который только постигает науку самоанализа?

— Разговаривать с самим собой вслух! Человек думает со скоростью 800 слов в минуту, а говорит со скоростью 120 слов в минуту. Поэтому, когда нам кажется, что мы думаем, у нас в голове, как правило, каша. Разговор вслух гораздо лучше позволяет сосредоточиться на себе. И еще очень важно — что бы ни случилось, задавать вопрос не «за что?», а «зачем?». Не думать: «Почему меня такого классного так долбануло», а думать: «Зачем на меня это обрушилось?», «Что мне хотели сказать?», «Зачем мне этот человек, эта несчастная любовь, эта неприятность? Какие я могу извлечь уроки?» В этом начало самоанализа.

И еще российским людям надо постоянно напоминать, что они хорошие. Большинство из них живут в самоощущении, что они очень плохие.

Важно прислушиваться к себе, понимать, что ты хочешь, чаще спрашивать себя: «Как мне будет хорошо?» В моей новой книге «Практическая психофилософия» будет описана целая методика, как понять свои желания. Но для начала человек должен хотя бы понять, что желания очень важны. Они гораздо важнее долга. Одно из свойств человека состоит в том, что желание получать удовольствие — первично. Если жизнь твоя складывается так, что ты не получаешь удовольствия, значит, ты что-то делаешь неправильно. Нажраться, напиться не имеет отношения к тому, о чем мы говорим. А вот удовольствие от общения с любимым человеком, от работы, от путешествий, от детей — это необходимо.

Надо постепенно русским людям понять, что удовольствие — это хорошее слово.

 

— Страдание — в крови русских людей?

— Страдание — суть русского человека. Возможно, это от одиночества. В Европе человек открыл окошко — и оно ударяется ставнями о ставни рядом стоящего дома. И можно руку соседу протянуть. А русская история — ты вышел на крыльцо, под тобой белая заснеженная земля, над тобой серое небо, воют собаки, вокруг никого. Совсем другие ощущения. Пейзаж очень сильно влияет на человека. Мне кажется, что и пьют люди русские поэтому. Наши пейзажи, грязь, бездонное небо, бездонная земля, просторы действуют депрессивно.

 

— А Петербург вам не кажется депрессивным городом?

— Нет. Мне очень нравится Петербург. В Питере гораздо больше коренных питерцев, чем в Москве москвичей. И ни в какую депрессию этот красивейший город меня не вгоняет.

 

— Если вынести за скобки вашу профессиональную деятельность, какое для вас лучшее времяпрепровождение?

— Думаю, я не буду особо оригинален. Лучшее время — проведенное с любимым человеком.

 

Татьяна Болотовская

 

ГОРДОСТЬ, ГОРДЫНЯ

 Большинству из нас, наверное, кажется, что гордость – это нечто позитивное, хорошее, правильное.

Между тем, как ни удивительно, такое отношение к этому слову – есть детище Советской власти.

Если мы откроем словарь Ожегова, изданный в 1968 году, то найдем там такое определение слова гордый: «исполненный чувства собственного достоинства».

А вот как, за сто лет до этого, определял это слово Владимир Даль: «гордый – надменный, высокомерный, кичливый, надутый, высоносый, спесивый, зазнающейся».

Характерно, наверное, что такое замечательное слово - «высоносый», то есть, тот, кто держит нос слишком высоко – в наше время не пригодилось, отпало за ненадобностью.

Что же такое произошло за сто лет, отделяющие одного великого создателя словаря от другого – тоже великого?

Забыли Бога. Забыли, что всякий человек – есть создание Божие и, в этом смысле, каждый равен каждому.

В сущности, между словами «гордость» и «гордыня» (напомню, что это - один из смертных грехов) никакой разницы нет.

Ожегов определяет гордыню, как «непомерную гордость», забыв, видимо, что гордость непомерна всегда: человек, который гордится собой или своим делом, всегда ставит себя выше других. Что еще может быть непомерней?

А если кто-то гордится не своими, а чужими делами?

Гордится чужими делами – значит, стараться возвыситься за чужой счет.

Например, отец, который гордится успехами своего сына, тем самым, демонстрирует всем, что он – замечательный отец.

А как же чувство собственного достоинства? Оно, что ли, от лукавого?

Дело все в том, что гордость – это не чувство, не ощущение, а демонстрация чувства собственного достоинства.

Между тем, человек, по-настоящему обладающий этим чувством, никогда его демонстрировать не станет.

Чувство собственного достоинства – это, в конечном счете, понимание того, что ты создан Богом, и поэтому унизить тебя никто не может. Оно не нуждается в демонстрации.

Мы демонстрируем гордость, как правило, боясь унижений. Если мы рассматриваем себя в системе координат, в которой нет Бога, - такая демонстрация возможна, и может быть, даже полезна, - успокаивает.

Там же, где Господь есть – унижений быть не может, поскольку перед Создателем мы все равны, даже, если кому-то из нас кажется, что он – ровнее.

Демонстрация своей гордости нелепа всегда. Но более всего - перед любимыми людьми.

Любимый человек – отец, мама, ребенок, любимая, друг – это часть тебя. О каких же обидах здесь может идти речь? Где есть любовь – там не может быть ни унижений, ни гордости. Любимый человек унизить не может. Если может – значит, не любимый.

В одной хорошей песенке поется: «Может, я забыла гордость? Как хочу я слышать голос, долгожданный голос твой!»

Любовь начинается там, где человек забывает про самого себя, а, значит, и про собственную гордость. Если ты ощущаешь себя выше другого человека, - любви быть не может. Если ты чувствуешь, что другой человек тебя унижает – значит, любви нет.

Помните знаменитые строки: «У советских – собственная гордость, на буржуев смотрим свысока»? Если больше победить буржуев нечем – будем сокрушать их нашей гордостью.

Люди демонстрируют собственную гордость, когда больше им продемонстрировать нечего.

Гордость – признак недоверия и слабости. Мы становимся высоносыми, когда не доверяем тому, с кем имеем дело. Однако, надо иметь в виду: если подойти к человеку с высоко поднятым носом, можно забыть о налаживании какого-либо контакта с ним.

Поскольку в нашей системе координат гордость – есть слово глубоко положительное, то

люди очень часто прячутся за гордость, называя этим словом то, что, на самом деле, гордостью не является.

«Гордость не позволила мне ответить на его слова любви», - говорит девушка, имея, на самом деле, в виду свои комплексы. Или отсутствие любви. Ведь если есть любовь, при чем тут гордость?

«Гордость не позволила мне попросить повышения в зарплате», - говорит человек, имея в виду, что он испугался подойти к начальнику. Ведь, если он заслужил прибавки, гордость, опять же, не при чем.

Гордыня мешает людям жить, мешает совершать правильные поступки.

Есть много слов – антонимов гордости. Главное из них – благородство.

 

 

 

ВЫБОР, ЭГОИЗМ, АЛЬТРУИЗМ

Если существует в этом мире нечто, что постоянно портит нам настроение и отнимает массу душевных и физических сил – так это чертов выбор. Выбираем ли мы, какую одежду надеть, какое блюдо заказать в ресторане или на что потратить последние сто рублей – выбор всегда кажется чертовым.

Казалось бы, мы должны выбор ненавидеть. Однако, если мы посмотрим на наших детей, то убедимся, насколько раздражает даже самого маленького ребенка, когда родители все решают за него: значит, желание выбирать дано нам от Бога.

Человек создан таким существом, которое должно выбирать. Для него это такая же жизненная необходимость, как дышать или принимать пищу.

Это надо очень хорошо понимать: выбор – не тяжелая ноша, а жизненная необходимость. Тот, кто совсем не хочет выбирать, перестает быть вполне человеком.

Выбор – прерогатива свободной личности.

Если у человека нет выбора, значит, он – раб. Когда кто-то соглашается с тем, что за него будет решать другой – это означает, что он соглашается с тем, чтобы стать рабом. Рабом начальника. Рабом любимого человека. Рабом родителей. Неважно кого.

Человек превращается в раба, когда соглашается с тем, что любой выбор будут делать за него.

В этом случае, он будет выполнять чужие желания и жить в чужой реальности.

Существует ли некий единый критерий правильного выбора? Можно ли сделать так, чтобы выбор улучшал жизнь, а не ухудшал ее?

Стоп. Вас не насторожила последняя фраза?

Повторим ее еще раз:

можно ли сделать так, чтобы выбор улучшал жизнь, а не ухудшал ее?

Если вы согласны с такой постановкой вопроса, значит, вы согласны и с этим критерием выбора: улучшает он жизнь или нет.

Каждый из нас хочет, чтобы жизнь вела его к счастью. Выбор – это как бы развилка: направо пойдешь – счастье найдешь, налево – не найдешь.

Очевидно, что надо идти туда, где счастье.

А где счастье? Что нам указывает – к счастью мы движемся или совсем даже в иную сторону?

Указатель нашего движения к счастью – это наше желание.

Если человек выбирает не то, что хочется ему, - значит, он делает выбор в пользу того, что хочется кому-то другому. Значит, он не свободный человек, но раб, существующий в чужой реальности.

Получается: выбор – всегда эгоистичен?

Хороший вопрос.

Прежде, чем мы продолжим разговор о выборе, и, главное, о том, как его делать, давайте попробуем разобраться, с тем, что такое эгоизм и его антоним - альтруизм.

Человек по природе своей эгоистичен. Совершая выбор, он думает сначала о себе.

Этот вывод, если вдуматься, не принижает, а возвеличивает нас.

Если человек совершает подвиг, - значит, в определенной ситуации ему так было проще. Даже если в результате он погибает – ему было легче погибнуть, чем остаться в живых.

Когда Александр Матросов бросается на амбразуру, чтобы его товарищи не погибли, он это делает не вопреки собственному эгоизму, а поддаваясь его зову. Для него такой поступок наиболее приемлем.

Подвиг –выбор свободного человека, наиболее приемлемый в данной ситуации.

Задумаемся: человек совершает подвиг потому, что для него это наиболее естественное и нормальное поведение. Разве это не свидетельство того, что есть поистине великие люди?

Не стоит жалеть того, кто умирает на работе или загибается под каблуком жены, - раз он не меняет такую жизнь, значит, она ему нравится. Не один человек не станет помогать другому, если это противоречит его представлениям о собственном счастье. Женщина, которая усыновила пятнадцать детей, заслуживает всяческого нашего уважения, и оно не становится меньше оттого, что мы понимаем: она не совершала подвиг, а делала ровно то, что соответствует ее представлениям о гармонии.

Эгоизм – вполне естественное стремление человека жить так, как ему хочется. Я убежден, что бояться своего эгоизма не следует. Как ни в коем случае не стоит стесняться стремления быть счастливым.

Но, если так рассматривать эгоизм, то получается, что альтруизма нет вовсе.

Да, получается именно так.

Словарь Ожегова определяет слово «альтруизм» следующим образом: «Готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами».

«Альтруизм» - слово, которое поднимает человечество в его собственных глазах. Действительно, очень достойно: забыть про себя и действовать во благо других.

Однако, бывает ли так?

Альтруизм нельзя понять. Его нельзя вычислить и проверить. Мы никогда не знаем, что, на самом деле, движет человеком. Поэтому в альтруизм, как в Бога, можно либо верить, либо не верить.

Я не верю в альтруизм.

В человека, который вершит благие поступки потому, что это для него естественно и нормально, - верю. В того, кто помогает другим, благодаря своему собственному эгоизму, - потому что в такой помощи для него суть жизни, - верю. В героя, который совершает подвиг, потому что в конкретной ситуации это для него – единственный естественный выбор, - верю.

В альтруистов – нет.

Исхожу я из того, что смысл жизни любого человека – дорога к счастью, то есть, к гармонии. И, если обстоятельства не понуждают человека, - он никогда по собственной воле не станет сознательно сворачивать с этого пути.

Свободный человек, совершая любой поступок, непременно думает о себе.

Этот вывод может показаться циничным. На самом деле, он возвеличивает и человека и человечество.

Если кто-то совершает самый безумный, самый бессмысленный поступок ради любимой, или ради ребенка – он это делает не потому, что он бескорыстный альтруист, а потому что понимает (а чаще чувствует): если он не поступит так, его душа будет неспокойна, его дорога к счастью прервется.

Определение Ожегова предполагает, что личные интересы никогда не лежат в области бескорыстного служения другим. Это не так. Личные интересы отнюдь не всегда материального свойства. Нередко, совершая бескорыстный (с точки зрения окружающих) поступок, человек, на самом деле, выстраивает свои отношения с Богом, с совестью. Что совершенно не делает его поступок менее значимым, или менее добрым, или менее достойным, наконец.

Если человек совершает поступок, имея свободный выбор, он всегда совершает его с одной целью: принести себе радость.

А то, что есть люди, которые приносят себе радость, одновременно доставляя ее и другим, - это оптимистичный вывод, который возвеличивает человека, да и человечество заодно.

И именно поэтому наш мир еще окончательно не сошел с ума, и мы еще можем любить друг друга, и дарить друг другу радость.

Итак,

           совершая любой выбор – в большом или малом - имеет смысл использовать самый главный критерий: ведет ли этот выбор по дороге к счастью или нет?

Есть ли какой-то способ, помогающий совершать выбор правильно?

Универсального, понятно, не существует.

Как правило, когда мы говорим о выборе, нам представляется, что надо взвесить все аргументы «за и против», надо подумать.

Иногда такой подход работает. Но часто – нет.. Всегда надо помнить: в наших головах живет Доказывающий, который с легкостью подберет аргументы в пользу любой нашей позиции.

Поэтому

очень часто мы не совершаем выбор, а просто смиряемся с той или иной собственной позицией.

Если подобная ситуация Вас не раздражает – очень хорошо. Но если нервирует – предлагаю Вам следующую практику, которая как раз ставит свой целью – отключить ум и подключить чувства.

Первым делом, конечно, надо успокоиться.

Ни один выбор, никогда нельзя совершать во взнервленном состоянии.

Вы должны знать, что Вас успокаивает: кого-то порция хорошего мяса; кого-то теплая ванна; кого-то 50 ( а не 200!!!) грамм коньяка…

Прежде, чем бросаться выбирать – успокойтесь.

Понятно, что всякие разные «бытовые выборы» нам приходится делать чаще, чем судьбносные. Именно такой «бытовой выбор» так часто портит нам настроение и нервы: идти в кино или остаться дома; надеть это платье или то; поехать отдыхать в Турцию или в Крым; пойти ужинать с друзьями или остаться дома.

Некоторые совершают подобный выбор легко.

Иные мучаются.

Эта практика именно для них.

Итак, после того, как Вы успокоились, надо лечь на диван, или в ванну, или сесть в кресло – короче говоря, принять расслабленное состояние, закрыть глаза, и…

Сначала представить одну картинку: вот Вы, к примеру, идете в кино. Представить конкретно, как Вы покупаете билеты, стоите в очереди за попкорном, идете в зал, садитесь в кресло…

Потом – откройте глаза. Забудьте эту картину.

Представьте – следующую: Вы остаетесь дома. Лежите на диване, смотрите телевизор, лезете в холодильник за пивом, а его нет…

Никаких «за и против». Никаких аргументов. Только две картинки.

И Ваши эмоции, Ваши чувства одну картинку примут, другую отторгнут. В одну картинку Вам захочется попасть, в другую – нет.

Так произойдет обязательно.

Самое трудное в этой практике: отключить разум, довериться эмоциям, но, если это упражнение, повторять регулярно, то все получается.

Если выбор всегда совершается самостоятельно, значит ли это, что никого не надо слушать?

Слушать надо – слушаться нет.

Слушаются рабы, слушают – свободные люди. Выбор, напомним, это привилегия свободных людей.

Если в серьезной или в менее серьезной ситуации человек совершает выбор, вопреки своему собственному представлению о счастье, он обрекает на несчастье, в первую очередь, самого себя. Однако, несчастье, как и счастье, имеет свойство распространяться, - значит, очень скоро несчастными станут и окружающие его люди.

Если человек не умеет совершать правильный выбор, то он вряд ли отыщет в жизни гармонию.

 

 

 

БЕДА. ГОРЕ

 Мне кажется, мы гораздо меньше бы страдали, переживали и мучились, если бы научились всегда отличать беду от горя

Беда – это негативное событие, которое нарушает ощущение гармонии мира, но не влияет решающим образом на нашу жизнь.

Горе – это негативное событие, влияющее на нашу жизнь самым решительным образом.

После горя человек довольно резко становится другим, благодаря чему и меняется его мир, его реальность.

А, пережив беду, этого не происходит.

Поэтому, когда случается нечто негативное, надо постараться собрать в кулак всю свою волю, и понять: беда это или трагедия? И, может быть, не стоит сильно расстраиваться из-за того, что украли кошелек, или сломал ногу, или поссорился с коллегой по работе…

Подобные события беды – не горе, то есть, решающим образом они на картину мира не влияют.

Беда всегда приходит неожиданно, и, чаще всего, откуда не ждешь.

Однако, внезапный приход беды вовсе не означает, что, не следует, усмирив эмоции, задумываться над ее истинными масштабами в Вашей жизни.

С горем бороться невозможно. С ними надо научиться смиряться, и идти дальше по уже новой, жизненной дороге. Здесь очень помогает убежденность в том, что Бог все делает к лучшему.

С бедой бороться и можно и нужно.

Существует только один способ бороться с бедой – ее не замечать.

Поскольку беда – это то, что нарушает ощущение гармонии мира, то надо постараться либо вовсе ее не заметить, либо быстро о ней забыть: в этом случае, гармония мира восстановится.

Как и любое негативное чувство, беду, ни в коем случае, нельзя длить.

Если человек сломал ногу и бесконечно рыдает по этому поводу – то он длит беду, превращая ее в страдания. А, например, актер Дмитрий Певцов с переломанной ногой снимался в фильме Рязанова, записывал новые песни, короче говоря, старался жить так, словно ничто гармонию его жизни не нарушило.

Синоним слова «беда» - неприятности. Все, что не неприятности – это горе.

Если Вы можете быстро забыть о негативном событии, значит, это беда.

А вот если забыть не удается, если мир, действительно, после события стал другим, - значит, у Вас случилось горе.

Очень важно понимать, что это – не некие «теоретические изыски», но взгляд абсолютно практичный: человек, умеющий не превращать любую беду в горе, живет гораздо более гармоничной жизнью, нежели тот, кто этого умения лишен.

Горе – это потеря близкого человека.

Все остальное – беда, все остальное решающим образом на картину мира не влияет.

Человек либо ушел в мир иной, либо просто потерял тебя в этом мире: предал, отвернулся, исчез.

На самом деле, разница невелика. Более того, иногда смерть любимого бывает пережить легче, нежели его предательство.

Итак,

горе – это уход близкого человека в мир иной или в мир подлунный.

Верующий человек понимает:

смерть – это временное расставание.

Если мы верим в бессмертие, если мы убеждены, что земная жизнь – это только часть огромной жизни души, - то для нас очевидно, что смерть – это расставание временное.

Сам по себе этот вывод должен помочь пережить горе[1].

Господь предлагает нам пожить иной, неизвестной нам жизнью, без близкого человека.

Это серьезный вызов. Наш выбор состоит в том, что, либо мы его принимаем и стараемся построить новую жизнь; либо не принимаем – и живем в жизни прошлой, живем воспоминаниями.

Каждый совершает этот выбор по собственному разумению. Важно понимать, что это всегда – выбор.

Уход человека от нас в подлунном мире – это тоже Божий промысел.

Как мы уже говорили,

потеря – это всегда приобретение пустого места рядом с самим собой.

Это тоже вызов. И это тоже выбор: либо мы выбираем новую жизнь, трудную, поскольку в ней отсутствует близкий человек. Либо живем старой.

Расставаться всегда тяжело. Мы привыкаем к тому, что близкий, любимый человек – с нами. К тому, что он есть, что он рядом. Отказаться от этой привычки бывает мучительно трудно. И если бы мы не умели горевать, то душа наша очерствела. В первые мгновения расставания разум как бы отключается, а душа болит, ноет.

Самое страшное: это купаться в собственном горе.

Есть люди, которые, либо в силу собственной слабости, либо даже в силу собственного характера любят длить горе, расширять его, делать так, чтобы горе залило всю душу, разум, всего человека.

Купаться в собственном горе – это подтверждать, как минимум, самому себе неверие в Бога.

Когда случается горе, в сущности, наша задача состоит в том, чтобы изменить старую привычку: жить с кем-то, на новую: жить без этого человека.

Напомню еще раз, что иного способа забыть старую привычку, как только – обрести новую, - не существует.

Это очень трудно.

Не замечать или вовсе забыть беду, - куда легче.

Именно потому так важно отличать беду от горя.

Но всегда имеет смысл помнить:

беда ли к нам пришла, или горе – у нас всегда есть выбор. Коротко его можно сформулировать так: либо мы купаемся в негативных чувствах, либо пусть медленно, но решительно идем к тому горизонту, который в жизни есть всегда.

В реальности такой выбор бывает совершить очень трудно.

Но, как минимум, о нем надо знать. Его всегда надо иметь в виду, если Вы хотите быть творцом своей жизни, а не ее рабом.

Иногда для такого выбора нам необходимо терпение


 

23.03.2016
kogda-roditeli-stanovyatsya-vragami-svoim-detyam-i-zachem-nuzhna-psikhofilosofiya

Когда родители становятся врагами своим детям, и зачем нужна психофилософия


Наверное, во многом благодаря тому, что Андрей Маркович Максимов сам взял за свою жизнь больше трёх тысяч интервью, наша беседа получилась очень густой, насыщенной смыслами. Чему учиться у детей, как помочь себе и близкому человеку, что такое гигиена мозга, как найти своё призвание. Глубокий разговор. Всё, как любят читатели «ЖИ!». — Андрей Маркович, как оказалось, что журналист и телеведущий стал психофилософом? Это ведь...
15.02.2016
istoriya-v-konyushne

История в конюшне


- Ой, - говорю, - какое красивое помещение! - Окон много, стены светлые. Простор и красота! - Да, - отвечают. - Это конюшни. Конюшенный флигель Юсуповского дворца. Недавно отреставрировали. Тут диспут и пройдет. Нравится? "Поди плохо, - думаю. - Умели же предки строить..." - Очень, - улыбаюсь, - нравится. Подискутируем про историю в красивых конюшнях. Что-то в этом есть, право слово, что-то есть... Не знаю, как вам, любезные читатели "Российской...
15.02.2016
my-prodolzhaem-uchit-detej-tak-slovno-net-interneta-i-sotsialnykh-setej

Мы продолжаем учить детей так, словно нет интернета и социальных сетей


Про экономический кризис в курсе? А то! Кто ж не в курсе того, что нынче во всём прям-таки мире властвует кризис? А кризис откуда пришел? Ну, тут, понятно, умные экономисты много всяких слов расскажут. С моей точки зрения, всё гораздо проще: в мире есть еще один кризис, про который говорят куда меньше: кризис образования. История тут такая: если есть кризис образования – кризиса в экономике не избежать. Как, впрочем, и всяких иных кризисов...
10.02.2016
logoterapiya-i-psikhofilosofiya-sravnivaya-smysl

Логотерапия и Психофилософия: сравнивая смысл


Эта статья Андрея Максимова опубликована в авторитетном британском журнале  "Прикладная психология и психотерапия"       Logotherapy and Psychophilosophy: comparing meaning. A psychophilosopher’s notes on the margins of A. Längle’s «Life Full of Meaning»   Andrey M. Maximov Academic, Russian Academy of Television, psychology consultant. maximov-online@mail.ru The article presents a...
Расписание лекций