Андрей Максимов

Педагог

Писатель

Психофилософ

Телерадиоведущий

 +7 926 490 90 80,  Фарида

сотрудничество, запись на консультации

Статьи


 

Если рассуждать о взаимоотношениях с миром и с самим собой, то у человека верующего и не верующего – это отношения разнятся. Тут уж ничего не поделаешь. Что уж тут скрывать?

Все-таки надеюсь, что люди неверующие смогут утишить свое раздражение и найти в этой статье что-то важное для себя. Важное, быть может, хотя бы для того, чтобы поспорить, оттолкнуться от моей точки зрения и выработать свою собственную систему жизни. Для них я них я покажу свой пример отношения к жизни и миру . Для них я -  человек с другой верой – другим стержнем.

В слове «другой» корень «друг». Предлагаю исходить из этого, вне зависимости от нашей веры.

Другой человек – даже по Вере – может ведь стать и другом, не так ли? ...

 

ВЕРА В БОГА

Как ни странно, даже верующие люди относятся к Вере по-разному, и в само это слово – Вера – вкладывают не только разный, но иногда и противоположный смысл.

Сразу скажем, что я исхожу из того, что

никакое отношение к Вере не является единственно правильным и единственно возможным.

Человек выстраивает свои отношения с Богом так, как ему кажется верным.

Если это отношение не предполагает физического уничтожения «инаковерующих» - то оно заслуживает уважение.

Как же понимаю Веру я?

вера в Бога – это постоянное ощущение, что ты живешь в присутствии Господа.

С точки зрения психофилософии существует три признака верующего человека.

Первый. Смирение, о котором мы поговорим отдельно, то есть, понимание человеком: «что Бог ни делает, - все к лучшему».

Второй. Понимание человеком того, что мир не хаотичен, а управляем, и существует по каким-то своим законам.

Третий. Понимание человеком того, что земным существованием человеческая жизнь не заканчивается. Что происходит после нашей смерти разные религии трактуют по-разному, но, насколько мне известно, нет ни одной религии, которая ограничивала бы человеческую жизнь земным существованием.

С моей точки зрения, наличие этих трех признаков и означает верующего человека.

Вера и воцерковленность – разные вещи.

При этом я с огромным уважением отношусь к людям, для которых соблюдение церковных ритуалов обязательно. Важно, чтобы они соблюдались не формально.

Священник Александр Мень, на первый взгляд парадоксально, заметил, что главное препятствие при чтении молитвы… рассеянность.

Однако, если вдуматься, это очень важные слова.

На самом деле, это очень мудрые слова.

При соблюдении любых ритуалов важно не рассеивать свое внимание. Все сознание, вся душа, все мысли должны быть сосредоточены на Боге.

Понятно, что любые религиозные ритуалы могут приблизить человека к постижению Бога.

Но очевидно также и то, что многих они отпугивают. Человеку начинает казаться, что он никогда не сможет следовать им, а, значит, никогда не обретет Веру, да так и умрет в грехе.

Нельзя не признать: есть люди, которые точно соблюдают все церковные церемонии, однако, живут, не ощущая Бога. Глядя на их поведение, никогда не поверишь, что они – верующие.

А есть те, кто ритуалы не соблюдают, но живут, ощущая Бога, как реальность.

Мне трудно согласиться с верующими любой конфессии, которые именно соблюдение религиозных ритуалов считают главным признаком наличие Веры.

Я назвал те три признака, которые мне представляются главными.

Вера проявляется, в первую очередь, в том, как человек относится к своему собственному существованию, к другим людям и вообще к окружающему миру.

Все мы – дети Господа.

Жизнь – это прогулка, на которую нас отпустил наш Отец, и когда мы вернемся домой, вернемся к Нему, - Он спросит с нас за все, что мы делали на прогулке.

Для меня Бог – такая же реальность, как снег или дождь. То есть, для меня Он – То, что на меня действует постоянно. Я Его ощу­щаю.

Бог – непознаваем. Понять, почему Он совершает с нами те или иные поступки – невозможно. Крики: «Почему Господь допустил такое?» - нелепы.

Мы уже говорили о том, что человеку невозможно осознать даже самого себя, поскольку он не ведает ни откуда пришел в этот мир, и никуда из него уйдет. Что уж говорить о познании Бога?

Мне кажется, ощущение Бога никогда не придет к человеку, который не благодарит Господа за каждый прожитый день, час, миг. Потому что ничто не проживается просто так. Все проживается за чем-то, с какой-то целью. Эта цель может быть неведома до конца, но у верующего есть стойкое ощущение, что Бог всегда рядом, и помогает человеку двигаться по его собственному, единственному пути.

Один из основных принципов психофилософии состоит в том, что ни одно событие не является поводом для уныния, но всегда – повод для анализа, попытки понять – для чего оно произошло, и какие из него можно извлечь уроки.

Тут же возникает вопрос: а можно ли добиться этого ощуще­ния? Можно ли прийти к нему? Можно ли обрести Веру?

Мне кажется, что не человек обретает Веру, а Вера находит человека.

Так же как любовь… Сколько бы ты не искал ее сам, если любовь не захочет тебя найти, так и умрешь одиноким.

Но никому из нас не заказано пытаться двигаться путем к этой Вере, стараться жить так, словно Бог смотрит на него.

Иногда Вера приходит к человеку вдруг, например, в какие-то тягостные минуты, или в ожидании смерти… Или, предположим, уходит в иной мир близкий человек, и ты вдруг совершенно отчетливо понимаешь, что вы непременно встретитесь.

Бывает, что Веру обретают в результате длинного пути. Иногда Ее помогают обрести родители или учителя.

Но решающее слово (если позволительно так выразиться) в том, что человек начинает ощущает Божественное Присутствие принадлежит не человеку.

Огромную роль в обретении человеком Веры играет Церковь.

Церковь – это единственный Дом Бога на земле.

Господь настолько милосерден, что Он не утруждает нас постоянными походами к Нему, - Он сам все время с нами. В доме любого верующего есть икона, с которой мы можем разговаривать всегда. Мы имеем возможность молиться каждую секунду, даже просто глядя в небо.

Но если возникает потребность самому прийти к Господу, надо идти в Храм, строгая и чуть таинственная атмосфера которого, запахи Церкви, ее звуки, голос священника во время службы, - все это вырывает нас из суеты жизни, и способно помочь человеку ощутить Своего Отца, и даже - обрести Веру[1].

Церковь заслуживает всяческого уважения именно потому, что это – Единственный на Земле Дом Господа.

Я исхожу из того, что Бог – Един, но дороги к Нему – разные. Для меня Православие – наиболее понятная и естественная дорога.

Однако, я никогда не стану относиться к человеку хуже только потому, что он верит в Другого или по-другому.

Вера в Бога делает жизнь человека проще или сложней? Прав ли поэт, сказавший «блажен, кто веруют, - тепло ему на свете»?

Как любые поэтические слова, этим тоже нельзя доверять целиком.

Жизнь с постоянным ощущением Бога, конечно, порождает ограничения. Такая жизнь не может быть бесшабашной.

Но, с другой стороны,

только Вера в Бога, на мой взгляд, способна по-настоящему организовать жизнь человека, дать абсолютные критерии добра и зла, что, по большому счету, очень облегчает жизнь.

Мне кажется, не надо долго и подробно объяснять, почему следом за словами «Вера в Бога» в нашей книге следует столь важное и таинственное понятие: «судьба».


[1] Я – человек православный, и не могу знать, что испытывают верующие, которые приходят в синагогу, мечеть или молельный дом. Могу только предполагать, что они испытывают сходные ощущения.

 

 

Все Статьи
Расписание лекций