СМИРЕНИЕ и БОРЬБА
Мы все знаем слово «смирение», но, увы, редко правильно понимаем его суть.
Для нас смириться – нередко означает бездействовать. Для нас смиренный человек – это тот, кто принимает все, и ни на что не хочет влиять.
В сущности, получается, что смиренный – значит, ленивый.
А что, разве это не так?
Это совсем не так.
Конечно, мы живем в довольно жестком, чтобы ни сказать жестоком мире, и поэтому слово «смирение», куда менее популярно и уважаемо нынче, нежели слово «борьба».
«Бороться и искать, найти и перепрятать!» - вот лозунг дня. При чем тут смирение? Как пелось в старой песне: «И вся-то наша жизнь есть борьба!»
Смириться или бороться – это, в конечном итоге, выбор каждого человека.
Однако, совершая его (осознанно, или подсознательно, доверяясь своим чувствам) надо помнить, что смирение – это не лень, и, тем более, не трусость.
Смирение – это приятие тех обстоятельств жизни, которыми Вас наградил Бог. Приятие вовсе не означает нежелания менять.
Представим себе – метафорически – что Вы попали в болото. В условное болото жизни.
Если Вы – борец, то Вы начнете биться с теми людьми, которые Вас сюда загнали, или добиваться внимания тех, от кого зависит: вылезете Вы из болота или нет.
В любом случае, эта «болотная» ситуация будет Вас ужасно раздражать, Вы начнете гневаться - в худшем случае на весь мир; в лучшем – на самого себя.
Если Вы – человек смиренный, то «болотная ситуация» не расстроит Вас, не призовет к борьбе, но будет принята Вами, как данность: значит, так надо.
Но это не финал, а лишь начало размышлений: надо для чего? Вы начнете анализировать эту ситуацию, стараться понять, зачем Вам Бог ее дал, какие выводы предстоит из нее сделать?
И только после таких размышлений постараетесь отыскать выход.
Смирение – абсолютная вера в то, что все происходящее – от Бога, то есть, чтобы ни происходило, оно происходит не просто так, а для чего-то.
Смирение – это не слабость, а сила: оно помогает человеку не сдаваться печальным, подчас даже трагическим обстоятельствам жизни, но использовать их для дальнейшего движения к гармоничной жизни.
Смиренный человек ощущает себя встроенным в систему мира, и потому у него хватает сил и разума ощутить закономерности того, что с ним происходит.
Хочется, конечно, воскликнуть: ах, будьте все смиренны! Воскликнуть-то можно, только кто ж тебя услышит? Большинство жителей нашего времени не могут жить, не борясь. Окружающая жизнь мало способствует смирению, и много – борьбе. В такой ситуации призывы к смирению выглядят, может быть, и верными, но идеалистическими.
Современный человек – волей или неволей – вынужден вступать в борьбу даже за то место, которое, казалось бы, безусловно принадлежит ему. Поэтому, мне кажется, важно понять: а что же это такое – борьба?
Борьба – это силовое уничтожение препятствий, стоящих на нашей дороге к счастью.
Что значит «силовое уничтожение»? Мы что, говорим о махании кулаками и другими, более тяжелыми предметами? Разумеется, нет.
В данном контексте: силовое – значит противоестественное.
Ведь даже простые физические усилия мы используем только в крайнем случае, когда обойтись без этого невозможно. Любое поднятие тяжестей, драка, преодоление препятствий - это занятия для человека не естественные.
Борьба – тоже неестественна для нас. Привычна, но неестественна.
Почему же возникает необходимость бороться?
Она возникает тогда, когда мы видим (или чувствуем), что на нашем пути к счастью появились препятствия.
В замечательном романе Юрия Коваля «Самая легкая лодка в мире» некий скульптор ваял произведение под названием «Борьба борьбы с борьбой». Если название этой скульптуры становится смыслом человеческой жизни, человек счастлив не будет никогда.
Смысл борьбы не в победе над соперником, а в достижении цели.
Есть люди, которые до такой степени увлекаются борьбой, что забывают и о ее смысле, и о ее целях. Однако, стоит помнить: «духом окрепнем в борьбе» - это из коммунистической песни. И из коммунистической морали. На самом деле,
любая борьба – как противоестественное занятие - иссушает душу.
А как же, например, борьба за идеалы? Или за своих детей? Короче говоря: разве не может быть борьбы за благие цели?
Может. Мы живем в таком мире, когда человек нередко вынужден бороться. Вынужден – ключевое слово. Не должно быть удовольствия от борьбы.
Если мы понимаем вынужденность борьбы, мы не будем ее длить специально.
А как же «упоение в бою»? Его, что ли, не существует?
Существует, наверное. Но неплохо бы помнить, что гармонии – то есть, счастья – в драке не бывает. И, значит, борьба – это то, что необходимо возможно быстрей миновать, дабы двигаться естественным путем по дороге к счастью.
Принципиальное отличие борьбы от смирения состоит в том, что борьба разрушительна, а смирение – созидательно.
Конечно, иногда обстоятельства заставляют нас заниматься разрушениями. Безусловно.
Но если человек всю жизнь только и делает, что борется, - значит, он всю жизнь ничего не созидает.
Именно поэтому
от борьбы можно устать, а от смирения – никогда, только оно дает человеку ощущение гармонии.
Социум твердит нам: борись за себя в этом мире, тогда ты многого добьешься, разбогатеешь, станешь знаменитым и счастливым!
Господь шепчет: смирись, гордый человек, живи с миром, счастье не в восхождение по иерархической лестнице, а в гармонии с самим собой. Ты предстанешь передо Мной не со славой и деньгами, а с душой – так не забывай же о ней.
Каждый сам выбирает, какой голос ему слушать.
Во многом трагический парадокс нашей жизни состоит в следующем:
нам не стыдно бороться. Нам стыдно смиряться.
Этот вывод – лишнее подтверждение тому, что сегодняшний человек строит свою жизнь по социальным, а не по Божеским законам.
Я хочу закончить эту главу цитатой великого педагога и мыслителя Иоганна Генриха Песталоцци.
Не буду даже объяснять, какое отношение она имеет к смирению, но, на мой взгляд, это очень важные, принципиально важные слова:
«Если ты, вместо того, чтобы творить добро, станешь бороться против зла, то ты ничего не сделаешь на пользу добру, а только разобьешь себе голову о стену к вящей пользе зла. Чем сильнее твое окружение сопротивляется существу твоих конечных целей, тем более ты должен придерживаться только творения добра, а мимо зла проходить, как если бы его не было.
Сильный только правдой и любовью, ты должен стремиться навстречу цели, ничем не отвлекаясь…
Гарантия успеха твоих усилий в борьбе против заблуждения и эгоизма лежит не в силе, с которой ты можешь атаковать их…
Гарантия лежит в той силе, с какой ты должен помочь духу истины и любви явиться во всей невинности и ясности своего существа, исполненного внутренней Божественной силы противостоять всякому злу». Это – закон жизни.