УБЕЖДЕНИЯ.
СТЕРЖЕНЬ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО СИСТЕМА КООРДИНАТ
Разве не поразительно, что жизнь так легко и с таким восторгом ставит перед нами самые разнообразные вопросы, однако, с таким трудом и неохотой дарит ответы?
Это относится буквально ко всем сферам жизни.
Влюбленных, которые постоянно спрашивают: «Любит ли он (она) меня?», несравнимо больше, нежели тех, кто твердо убежден во взаимности своей любви. Родители постоянно задают себе вопрос: «А правильно ли я воспитываю свое чадо?», и даже, если их ребенок становится выдающимся человеком, не убеждены, что воспитали его до конца верно. Даже уверенные в себе бизнесмены все время сомневаются: туда ли они двигают свой бизнес? Если бы жизнь давала нам ответы с той же легкостью, с какой ставит вопросы, - наверное, отпала бы необходимость в искусстве. Ведь искусство – это в немалой степени еще и попытка найти универсальные ответы на всеобщие вопросы.
Обилие вопросов и составляет течение жизни, которое несет нас. И мы бы всегда ощущали себя листком, кувыркающимся в потоке, если бы Господь не одарил нас качествами, помогающими сделать наше движение по жизни более организованным, главное из которых: наши убеждения.
Убеждения – это вера человека в определенное устройство мира и определенный порядок жизни.
Итак, для начала разговора договоримся, что убеждения – это вера. То есть, не надо спрашивать ни себя, ни другого человека, например: почему он убежден в том, что мужчина всегда должен защищать женщин? Или почему он уверен в том, что деньги не являются главной целью жизни, или, наоборот, являются? Или почему он убежден и уверен, что жизнь дается человеку один раз, или не один?
Вера не приемлет вопроса: почему?
Значит ли это, что убеждения невозможно воспитать?
Можно предпринять такую попытку. Однако, всегда надо иметь в виду, что в любой миг может вмешаться Господь (или обстоятельства, как кому больше нравится) и уничтожить все уроки воспитания.
Собственно говоря, извечный конфликт отцов и детей строится на том, что отцы, навязывая детям свои убеждения, неожиданно обнаруживают у этих отроков собственные взгляды на жизнь.
Прививая людям свои убеждения – в качестве родителя, или журналиста, или политика, или кого угодно еще – надо быть готовым к тому, что результатов не будет.
Проблема в том, что убеждения не достаточно понять, их необходимо еще прочувствовать.
Можно убедить себя или кого угодно еще – верить во что угодно. Но если человек не прочувствовал эту веру, если она не стала его основой, его стержнем, - она не работает.
Когда мы вступаем в контакт с новым для нас человеком, нам принципиально важно понять его стрежень. Потому что настоящий, полный и глубокий контакт человеческий, а не социальный или деловой - может быть только у людей с одинаковым стержнем.
Стержень человека – это его убеждения, его вера.
А вера – это именно то, что соединяет (или разъединяет) людей.
Речь идет не только (и даже не столько) о религиозном смысле в понимании этого слова. Ведь каждый человек во что-нибудь да верит: в то, что большинство людей добрые или большинство – злые; в то, что миром правит любовь или ненависть; в то, что самое главное – это семья или работа; в то, что любовь бывает вечной или не бывает; в то, что много денег приносят много счастья или много заботы; в то, что «каждый кузнец своего счастья» или «без воли Божьей волосок с головы не упадет».
Есть люди, которые в силу воспитания или обстоятельств, в главной вере своей жизни не разобрались. Их человеческий стержень гибок и расплывчат. И по жизни, как правило, их несет поток. У них нет того самого руля – стержня, – который, с одной стороны, способствует тому, чтобы человек ориентировался в житейском море, а, с другой, помогает противостоять всяческим бурям-ураганам.
Кто должен помочь человеку отыскать свою веру, свой стержень? В первую очередь – родители. А уже если этого не случилось, тогда вступают другие институты: скажем, церковь или школа.
При этом надо иметь в виду, что государство – любое – всегда призывает верить в то, во что ему, государству, выгодно. Например, в то, что надо строить коммунизм. Или в то, что богатство и слава – это всегда хорошо. Или в то, что нужно защищать свою Родину в некоей далекой, азиатской стране, лежащей от Родины на расстоянии сотен тысяч километров.
Государство очень хорошо понимает, что общая вера – общий стержень - всегда объединяет людей.
Поэтому нация крепче всего объединяется во время войны с внешним врагом. Это единство укреплено общей верой в необходимость этого врага уничтожать.
В любом государстве ( даже тоталитарном) человек всегда сам выбирает: ему ли выбирать собственные убеждения, или подчиняться тому, что диктует социум.
Человеку с твердыми убеждениями жить легче.
Почему?
Потому что на вопросы жизни у него всегда есть ответы, продиктованные его верой.
Например, тот, кто абсолютно убежден, что волос не упадет с головы человека без веления Бога, - не дергается по пустякам, понимая, что все во власти Господа. В этом смысле он ничуть не более и ничуть не менее счастлив, нежели убежденный атеист, уверенный, что необходимо потратить все свои силы для достижения цели: силы ждать неоткуда.
Людей, у которых вовсе нет никаких убеждений, - не бывает. Каждый человек строить свои взаимоотношения с миром по каким-нибудь законам, даже, если не отдает себе в этом отчет.
Мы крайне редко задумываемся над тем, что каждый из нас живет в некой системе координат, которая определяет наше движение по жизни.
Система координат – это те ценности, которые человек считает главными. Эти ценности и есть те вешки, которые определяют наше направление пути.
Поначалу эту систему координат нам дает Бог, а затем – начинает диктовать социум.
Психофилософия исходит из того, что
нравственным и моральным эталоном человека является младенец.
Маленький ребенок – это человек, у которого есть две цели (две жизненных ценности): получать и дарить любовь и исследовать мир.