Андрей Максимов

Педагог

Писатель

Психофилософ

Телерадиоведущий

 +7 916 129 73 97,  Фарида

сотрудничество, запись на консультации

Статьи


Как только президент Российской Федерации В.В. Путин выступит со своим ежегодным Посланием к Федеральному Собранию - документ этот начинают обсуждать. Политики и политологи со всей страстью начинают спорить о том, что президент сказал, и даже о том, чего он не сказал и почему.

Читая отклики, я заметил: комментаторы как-то мало обратили внимание на ту часть Послания, которая была посвящена проблемам образования. Президент говорил о строительстве новых школ; о том, что увеличивается количество школьников, и это не должно сказаться на качестве образования; подчеркнул, что российскую школу нужно настроить на будущее страны и на запросы молодых людей.

Мне кажется важным, чтобы этот вывод был услышан: школа должна быть настроена на запросы молодых людей. Я бесконечно повторяю и в своих лекциях, и в своих книжках: к детям надо идти не с ответами, а с вопросами. Этот вывод относится как к системе образования в целом, так и к каждому родителю в отдельности.

Что это значит на практике? Ребенок не садится за уроки. Идти к нему с ответом - с приказом - означает кричать: сядь немедленно за уроки! Идти с вопросом - означает спросить: ты понимаешь, что будет завтра, если ты сегодня не сделаешь уроки? Спрашивать бесконечно. До той поры, пока чадо само не поймет необходимость того или иного действия.

В нашей школе сегодня очень много проблем. В частности, еще и поэтому мне кажется чрезвычайно важным, что глава государства говорит о школе и об образовании. Одна из главных в том, что школа совершенно не учит молодого человека выбирать. И в принципе - выбирать, и выбирать любимое дело.

Почему так происходит? Потому что в подавляющем своем большинстве педагоги предпочитают идти к ученикам с ответами - им известно, как учиться, зачем учиться и так далее. Школьное преподавание довольно инертно, и оно не рассчитано на потребности каждого отдельного ученика. Школа - такое место, где желание каждого маленького или молодого человека не учитывается вовсе. Поэтому, увы, сегодня наша школа не выполняет две своих главных задачи.

Во-первых, она не учит ребят учиться, то есть дети не понимают, как правильно получать необходимые им знания.

И во-вторых, наша система образования не нацелена на то, чтобы помочь ребенку найти свое призвание.

Я уже писал в "РГ" о том, что мы забыли открытия великого педагога Иоганна Генриха Песталоцци. С одной стороны, имя это человека - едва ли не символ педагогической науки, а с другой, я не раз убеждался в том, что редкий учитель знает суть его открытий.

Песталоцци разработал свой метод, который назвал "метод природосоответствия". Он объясняет, как помочь отыскать ребенку то дело, которое соответствует его природе. Причем гений педагогики считал, что делать это надо, когда чаду - внимание! - пять-семь лет. Идти надо не от наших запросов, а от желания детей. Призвание, собственно говоря, это и есть желание маленького человека заниматься тем или иным делом.

Что делать в ситуации, когда школа, в целом, не выполняет столь важные задачи?

Как сказал Путин: настроить школу на будущее, на запросы молодежи. Мы тут все ужасно увлеклись ЕГЭ, превратив реформу школы в реформу школьной оценки. На мой взгляд, реформа школы - это, в первую очередь, изменение взглядов педагогов, которые должны научиться больше спрашивать, чем отвечать; и не только говорить, но и слушать.

Однако это процесс. На все это требуется не только желание (которого я, увы, не вижу), но и время. А что делать сейчас родителям, чьи отпрыски растут сегодня, и в своем взрослении не могут ждать результатов будущих реформ?

Мне кажется, родители должны понять: сегодня каждый из нас обязан стать педагогом. История про то, что вы отдаете ребенка в школу, и он получает там необходимые для жизни знания - сегодня часто не работает. За то, каким будет ребенок, какое он получит образование, найдет ли он себя, свое призвание, в первую очередь отвечают родители.

У вас нет на это времени? А зачем вы тогда рожали ребенка? Даже простая проблема, скажем, вбить гвоздь в стену, и та требует времени. Отчего же мы столь часто убеждены, что наше собственное чадо вырастит само по себе, без нашего участия? Почему столь часто общение с ребенком мы ограничиваем двумя вопросами: "Как дела в школе?" и "Ты поел?" То есть говорим с детьми о том, что им совершенно не интересно.

Наша система образования серьезно больна. Мы не заметили, что центр педагогики сегодня переместился из школы в семью. Сегодня неизмеримо возросла роль родителей. Нам не на кого пенять и не на кого сваливать свою ответственность за будущее детей.

Это, конечно, вовсе не означает, что папа или мама должны сами учить ребенка. Вовсе нет. Но заниматься своим отпрыском, помогать ему обрести себя, знать маленького человека, который живет в вашем доме, знать его потребности, его желания, да его жизнь, наконец, родители обязаны, если хотят видеть своего ребенка счастливым.

Не забыть среди всех этих забот простую мысль о том, что ребенок в первую очередь - это счастье и радость. Не забыть бы благодарить Бога (или судьбу, как кому больше нравится) за то, что живет такое чудо в нашем доме.

Но помнить бы еще и о том, что воспитание - это всегда испытание для родителей. Испытание самым близким, самым родным, но - другим человеком.

За то, чтобы ребенок был счастлив, отвечают только родители. Не забыть бы и об этом.

"Российская газета" - Столичный выпуск №6847 (276)

Все Статьи
Расписание лекций